9cf2ac0621a7

 

Древние сказания говорят, что Купала и его сестра-близнец Кострома — дети богини ночи Купальницы и бога огня Семаргла. Однажды в детстве Купала со своей сестрой побежали слушать птицу смерти Сирин. Эта птица унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет. Как-то Кострома гуляла по берегу реки и сплела венок. Резкий порыв ветра сорвал с ее головы венок, и он упал в воду. Там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Купала и Кострома полюбили друг друга и по¬женились, не ведая о том, что они — брат и сестра, а когда узнали об этом, утопились. Кострома стала русалкой. Боги все же сжалились над братом и сестрой и превратили их в цветок иван-да-марья.

Несмотря на эту грустную историю, Иванов день был праздником веселым. Пылали костры, взметая ввысь столбы искр, люди прыгали сквозь пламя (ведь огонь так же, как и вода, очищает от зла и болезней), купались в настоях "ивановских травок" (крапива, мята, полынь), парились в бане с душистыми вениками.

Кстати, заготавливали веники (на целый год вперед) только в Иванов день. Обычно их делали из молодых березовых веток, но иногда использовали и ветви ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины. Добавляли и цветы, включая иван-да-марью. Неудивительно, что купальские веники ценились на Руси как действенное лекарственное средство: в XVI веке крестьяне даже платили этими вениками оброк царю и боярам.

Но вениками не только парились и лечились, на них еще и гадали. Перебрасывали их через головы или бросали с крыши бани и смотрели: если веник упал вершиной к погосту, бросающий умрет. А вот девушки обращали внимание на то, куда веник упал комлем: туда и замуж идти.

На Руси Ивана Купалу называли еще Иваном Травником. Считалось, что в это время травы обладают наибольшей целительной силой. В 1650 году царь Алексей Михайлович даже приказал в ночь на Ивана Купалу направить крестьян для сбора трав, а затем описать, где какие из них растут. Собранные травы доставляли лекарям бережно, по особой инструкции: "Надрав тое траву, велено перебрать начисто и высушить на ветре или в избе на легком духу, чтобы та трава от жара не зарумянела, и тое траву зашить в холстины и положить в лубяные коробки, зашить в рогожки накрепко, чтобы из тое травы дух не вышел".

Наибольшей популярностью пользовались заячья капуста (от ран и ожогов), пастушья сумка (кровоостанавливающее средство), расперстьице (от порезов, нарывов, опухолей), мать-и-мачеха, душица, багульник (от простуды и кашля), а вот страдающие ревматизмом рвали жгучую крапиву. Из собранных трав прямо в поле плели большой венок, через который пролезали по очереди все участники обряда, чтобы быть здоровыми целый год.

Срывая растение, человек убивает его, поэтому он должен мысленно обращаться к травинке или цветку с просьбой о помощи и просить прощения за нанесение вреда. Подойдя к растению, надо было повернуться на восток, перекреститься с молитвой и только потом, произнося заговор, сорвать листья: "Земля-маги, благослови меня травы брати, и ты, трава, мне мати".

Но купальские травы использовали не только для лечения различных недугов. С их помощью боролись с нечистью (корень плакун-травы отгоняет злых духов, а чернобыльник, если его воткнуть в щель над воротами, обезопасит и двор, и дом, и живущих в нем от влияния колдунов и ведьм), предохраняли дом от удара молнии (для этого горсть трав во время грозы нужно бросить в печь). Цветок иван-да-марья мог спасти жилище от воров. Его нужно было вложить в углы избы: брат с сестрой начнут между собой разговаривать, а вору покажется, что это хозяин с хозяйкой. А вот девушки, чтобы привлечь парней, носили за пазухой терлыч-траву и приговаривали при этом: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!"

Ночь на Ивана Купалу — самая короткая в году. В эту ночь нельзя спать: по поверьям, в это время ведьмы отмечают свой праздник. Естественно, активизируется и прочая нечисть. И вся компания отправляется веселиться, то есть творить пакости людям. Чтобы отпугнуть бесов, крестьяне бегали по селу с факелами, звонили в церковный колокол, били в сковороды, в косы, стреляли, громко кричали, боронили дорогу, пытаясь по следам определить ведьму. Или вечером выходили за село, где с песнями сжигали чучело ведьмы, изготовленное из зелени. Иногда его могли заменять пучок травы, букет цветов, украшенное деревце или колесо.

После того, как вся нечисть была распугана, на радостях начинали плясать, водить хороводы, петь песни и зажигать очищающие костры. Огонь для костра должны разводить парни, а топливо для него ищут девушки. Прыгали над костром для того, чтобы очиститься от грехов, подзарядиться энергией солнца, исцелиться от недугов. А влюбленные так проверяли свои чувства: судьба им быть вместе или лучше расстаться, пока не поздно. Прыгать нужно было трижды, держась за руки. Если пара цепко хваталась ладонями друг за друга и, приземлившись, не разбегалась в разные стороны — значит, можно смело идти к алтарю. Если хоть разок рукопожатие разорвалось, спешить в церковь не стоило.

Считалось также, что чем выше человек прыгнул, тем удачнее будет для него год. Если нет искр и пламя не коснулось одежды, то ожидается успех в делах, а для девушки — удачное замужество. Иногда через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты от мора. А еще в купальском пламени матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с ним сгорели и все хвори. После этого молодежь устраивала шумные игры и бегала наперегонки, играла в горелки. Ну а смельчаки отправлялись в лес — искать цветок папоротника.

Именно в ночь на Ивана Купалу папоротник украшается горящими как огонь бутонами. Кому удастся раздобыть волшебный цветок, для того не будет ничего невозможного: он узнает, где в земле лежат клады, станет понимать язык зверей и птиц, сможет влюбить в себя любую девушку. Но волшебный цветок охраняют черти. Поэтому к заветному кусточку некоторые отправлялись еще вечером. Расстелив вокруг растения скатерть, на которой двенадцать раз был освящен пасхальный кулич, они столько же раз освященным ножом очерчивали возле себя круп окропляли все святой водой и молились.

Ровно в девять часов на искателя сокровища поползут ужи, станут набрасываться звери, поднимется свист и рев: это нечисть прогоняет непрошеного гостя. Но если смельчак будет продолжать молиться, черт не сможет перейти круг В полночь папоротник расцветет, и в то же мгновение цветок упадет на скатерть, которую нужно быстро свернуть и спрятать под рубашку, а затем бежать, не оглядываясь. В других сказаниях говорится, что сорванный цветок можно уберечь, лишь поместив его в ранку на ладони. Папоротник сразу же врастает в руку, и все его магические свойства передаются обладателю. В полночь расцветает также разрыв-трава, прикосновение к которой дает человеку способность отпирать все замки и запоры. А вот корень плакун-травы, выкопанный на заре Иванова дня, дарует неограниченную власть над чертями и открывает владельцу путь к кладам.

Но не только мужчины бродили в праздник Ивана Купалы по лесам. Представительницы прекрасного пола тоже не терялись: они искали любовную травку иван-да-марья. Нашедшим ее судьба сулила встретить любовь на всю жизнь. А вот дамы, которым не везло в любви, в эту ночь бегали в чем мать родила вокруг ржаных полей: ибо таким способом можно приворожить избранника.

225684d3df3e

Девушки на Ивана Купалу плели венки из трав-лопуха, богородицкой травы, медвежьего уха — и вечером пускали их по воде, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок поплыл от дома — скоро замуж идти, если прибился к берегу — сидеть в девках, если утонул — милый разлюбил. Часто венки украшали свечами и лентами. Если венок уплыл, а свеча не погасла, значит, мечта исполнится, если утонул — желание не сбудется. Та, чей венок продержится на воде дольше всех, будет счастлива, а та, у кого свеча долго не погаснет, проживет до ста лет. Иногда в реку бросали венок из березы: если утонул — смерть, поплыл — жди сватов, к берегу прибьет — незамужней останешься.

На Ивана Купалу было принято гадать. Одни девицы собирали двенадцать трав, на ночь клали под подушку и говорили: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!" Другие на ночь клали под голову подорожник (трипутник) со словами: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!" Кое-кто на гадания не надеялся и, веря, что человек — сам кузнец своего счастья, сразу привораживали суженого — кормили с печ¬ной заслонки петуха, говоря при этом: "Как бы эта заслонка держалась своего устья, так бы и петух держался своего дому".

 fabd182b05b9

Как праздновать этот праздник нам рассказывает С.Калинин в Энциклопедии мифических существ и духов

В Литве этот праздник известен как Ладо, в Польше — как Соботки, на Украине — Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 21 на 22 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала.

kalendarsolcestoyaniya

У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер.

Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния (21.06-22.06), смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее — его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня. Ночь Ивана Купала приходится с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю).

В эту ночь веселье, любовь и наслаждение сливаются воедино и праздник по праву считается самым веселым и сексуальным в году.

Это Ночь Удовольствий и Наслаждений. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника, довольно просты и незатейливы: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение растениями построек, разжигание костров, гадания на суженого, купание.

В Ночь Ивана Купала разжигают огромный костер, огонь для которого добывают только древним способом — трением дерева о дерево.

Как только его пламя разгорается, юноши и девушки, взявшись за руки, начинают через него прыгать. После веселых хороводов и танцев разгоряченная молодежь отправляется купаться обнаженной. В эту ночь дозволено все.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА Праздник летнего солнцеворота.
Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займётся подготовкой и проведением праздника.

Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина.

С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы- обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника.

Обережные травы обычно крепятся на поясе.
Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полторадва человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала».

Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия — деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства.

Парни заготавливают дрова и складывают неподалёку от деревца два костра.
Один, большой («Купалец»), высотой до четырёх ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток.

Возле этого костра и пойдёт самое веселье.
Другой костёр, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костёр погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.

Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище или под берёзкой, освящаются водой и огнём присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).

Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырёх часов дня.
Все выстраиваются вокруг берёзки.
По рядам пускают братину — ковш с хмельным напитком.
После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещётки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»):
«Во поле было во поле, Стояла берёза.
Она ростом высока, Листом широка.
Как под этой берёзой Лежал Кострома;
Он убитый — не убитый,
Да убрусом покрытый.
Девица — красавица к нему подходила,
Убрус открывала,
В лице признавала:
«Спишь ли, милый Кострома,
Или чего чуешь?
Твои кони вороные
Во поле кочуют».
Девица — красавица Водицу носила.
Водицу носила,
Дождичка просила:
«Создай, Боже, дождя,
Дождичка частого,
Чтобы травоньку смочило,
Остру косу притупило»,
Как за речкой, за рекой
Кострома сено косит,
Бросил свою косу
Среди покосу.»
После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер.
Хоровод останавливается.
Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить.

Девушки причитают:
«Ой, Господи! Помер он, помер! Какой же он был хороший! Не встанет он больше! Ой, да как же нам расставаться с тобою? И что за жизнь, коли нет тебя! Приподнимись хоть на часочек!»
Парни поднимают «Ярилу» и несут его вокруг деревца, пятясь задом наперёд, девушки неутешно плачут: «Батюшка Кострома, свет Ярила, На кого ты нас покинул! Закрылись твои ясны оченьки!» и т.д.

Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу».
Костёр зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне.
По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле.
Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках.
Проводив весну, встречают красное лето.
Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг берёзки.

Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин:
«Разыдись темно,
Разгорись добро,
Засверкай светло,
Яри ясное,
Солнце красное.
Стани-стань доли,
Яко Род вели.
Стани-стань доли,
С неба до земли.»
последние четыре строки произносятся трижды.
А далее рекут:
«Зашуми моря светлопеныя,
Шелести дубы вековечныя,
Засверкай мечи разудалыя,
Расплодися землица бо ярая,
Всполыми огню искрозарье.
Да творите славу преогромную,
Самому Купале Сварожичу!»
Восклицают: «Гой!» Клич подхватывается всеми.
Волхв или обавник читает славление Триглава, каждую строку которого, вслед за волхвом, произносят все собравшиеся:
«Влике Триглаве — многославе!
Диде-Дубе-Снопе нашиа,
Вминьте сварожцей славящей,
Кие есте отроче ваше.
Свароже, кие нам дороже,
Свароже — наш великий Боже.
Перуне, брады златоруне,
Перуне силе нам даруе.
Велесе, дерзаце небесе,
Велесе, благо дари веси.
Бонде над нами благости Божское,
Ноне а присно, от веку а до веку! Гой!»
Все творят земной поклон.

Далее старейшина возглашает славление Триглава из «Велесовой Книги»:
«Се бо ящете Первие Триглаву поклонящете Се яхом А тому влику славу поящехом Хвалихом а Сварога — Дида Божиа Яко ждете но е Се роду Божескому нащельнико А всенску Роду " студиц вещен Яко вотеце во лете од крыне сва А во зиме николе же не взмерзе А тоя воде живенце пиуще Живихомсия, доконе не прейдехом Якожде све ко нему убендехом До луце гойех райстиех А Богу Перуневи — громоверзецу А Богу про а борениа орцехом Живинта явленои А не перестав ате вращате колие А кыи ны венде стезеу правоу До брание а до тризне влика О всия павшиа Якове же идут бое, живенте вещние По полку Перуныу А Богу Велесу славу рцехом Се бо ста Бог Прави а Яви А тому поема песынема Яко свет есе А чрезе оне видяхом свиет Зрящете — а Яве быте А ты нас о Навие убрежешет А тому хвалу поемо Поехом плясащетему А взывахом Богу нашему Якожде ты земе суне нашиу Азвездиадерзац А свет крепце!»

После творят прославление Купалы:
«Гой Купало красен Стань во небе ясен Папороть искрящий Огнецвет купавый Во ночи горящий Клады выпростаны Кади выкачены Копны жита золотого Котлы пива хмеляного Во ночи еси чудесной Купы многи составлятись Под куполищем небесным Благо рода совершатись Повели почать купанье Здраву чисту за старанье Славься сам Купалец Великой удалец.» Кличут: «Гой Купале Сварожичу! Гой!»
Жрец от каждого собирает требу Купале (хлеб, блины, пироги, зерно, горох, печенья), кладёт её на капище, где освящает со словами:
«Божия треба — свети освящайся,
От земли до неба — свети освящайся,
От соли да хлеба — свети освящайся,
Пребуди лепа — свети освящайся!»
Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание.
Треба полагается в Огонь, горящий на капище.
Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей её на пиру.
Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют:
«Как ходили девочки
Около Мареночки
Около Купало
Солнце заиграло…»

Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить берёзку.
Тот, кому это удаётся, бежит к реке, где дожидается остальных.
Волхвы отламывают от берёзки кусочки и раздают каждому.
Эти кусочки — плодородны.
Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор:
«Плыви, Купало, за водою,
Да за святою росою…»
В воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться.
Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу.
Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье.
Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещётки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя:
«Ой на святого Купалу
Ой на святого Купалу
Там ласточка купалась
На бережочке сушилась
Красна девица журилась
Было лето, иль не было
Мати гулять не пускала
Златым ключом замыкала
Я ж на святого Купалу
До милого побежала…
Купало, Купало
Где ты зимовало?
Лотов ало в лесе
Зимовало в стресе
На святого Купалу
Летели гуси ряд по ряду
На святого Купалу
На святого Купалу
Крикнули гуси раз по разу
На святого Купалу
На святого Купалу
Девки ёлки собирали
Собирали и не знали
Собирали и не знали
У Купалича пытали
Купала, Купала
Что это за зелье
Что это за зелье
Святое коренье?
Девицкая красота
Мальчоцкая сухота
Девиц умыванье
Парней воздыханье
Как на святого Купалу
Солнце ясно заиграло
Ай люли люли, ай люди люли
(припев)
Ходил чижик по улице
Около Мареночки
Погуляти со синицей
Собрать девок на Купалу
Да ребяток на гулянье
А девочек венки вить
А ребятам шапки бить
У девочек своя воля
У ребяток того боле.»
Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки».

Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают.
Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару.

Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно.

Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво — обязательно). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде.
Девушки поют:
«Ой на святого
Ой на Купалу
Девки гадали
Венки кидали
Кидали в воду
В воду быструю
Скажи (ласковое название реки)
Про жизнь молодую
С кем наша (река)
Век вековати
Кого наша (река)
Любым назвати
Долго ль я жити
Долго ли буду
Неси (река) венок
Не дай потонути.»
На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре — Купальце, кто спать пойдёт, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.

Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, одолень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника.
На рассвете праздник заканчивается.